Доверие клиента - залог того, что ты сможешь проявить талант и трудолюбие

5/5

Доверие клиента - залог того, что ты сможешь проявить талант и трудолюбие

Из строительной сферы - в профессиональный дизайн интерьеров. В свободное плавание решился выйти без команды, опираясь лишь на собственный профессионализм и опыт совместной работы с талантливыми и интересными дизайнерами. О том, какова она, свобода вольных художников, мифах о дизайнерах, особенностях оформления бюджетных интерьеров и тонкостях психоанализа в работе с клиентами нашему журналу рассказал профессиональный дизайнер- одиночка Михаил Введенский.

Правда о мире дизайна

- Многие считают, что услуги дизайнера – это нечто из разряда необязательной роскоши. Но в действительности цена на дизайн интерьера в Москве вполне доступна большинству горожан. В чем реальные преимущества профессионального дизайна интерьера?

- Это - миф, что дизайн обязательно будет стоить очень дорого. Услуги профессионального дизайнера среднего ценового диапазона (я не берусь говорить про «топ» и не говорю о «студенчестве»), составляют не более 10% от сметной стоимости объекта. Это просчитанные, многократно проверенные цифры. И не только в России, причем. Дизайн не является чем-то сверхдорогим.

Потери клиентов намного больше, когда они пытаются все сделать сами. Они теряют время, нервы, деньги. Могу сказать, что дизайнер – это, прежде всего, «информация», так как он «варится» во всех новинках в дизайнерской среде. Плюс к этому, дизайнер – это переводчик со «строительного» языка на русский и обратно. Мы разговариваем со строителем на одном языке. Строители любят забрасывать клиентов терминами, и люди в такой ситуации теряются. А профессионального дизайнера терминами не «завалишь», мы и сами так умеем. Поэтому клиенту выгодно использовать услуги дизайнера, он действительно экономит и время, и деньги, и нервы бережет.

Истории про хапуг-дизайнеров - миф кошмарных 90-х, когда дизайнер представлялся этаким старым негодяем, который хочет сделать всё подороже, закупить дорогие материалы, совершенно не считаясь с тратами клиента. Справедливости ради надо сказать, что такие истории действительно случались, но они давно в прошлом. А миф сложился, и его отголоски звучат до сих пор: некоторые люди и сегодня не хотят иметь с дизайнерами никакого дела.

А ведь дизайнер, на самом деле, экономит людям не только силы и время, но и деньги. Допустим, клиент хочет какую-то определенную плитку, а она для него очень дорогая. В таком случае дизайнер легко находит аналог или другой вариант, который будет соответствовать и вкусу и бюджету клиента. И на этот поиск дизайнер тратит свое рабочее, оплаченное время. Кроме того, у дизайнеров всегда есть возможность договориться с поставщиками о лучших условиях и получить скидку для клиента. Это - тоже экономия денег клиента.

Очень важно, что у дизайнера уже готовы ответы на вопросы, которые клиент только собирается задать. Скорость ответов очень важна. Человек, конечно, может сам часами и днями искать нужную информацию в интернете, пытаться разобраться самостоятельно. Либо он может позвонить дизайнеру и уже через несколько минут получить ответ. Это, как минимум, удобно. Это экономит человеку силы, время и ведет к правильной реализации проекта, что самое важное. Иногда, общаясь со строителями напрямую, клиент не может донести до них то, что хочет. А дизайнер, в качестве переводчика, всё очень быстро переводит на «строительный» язык. И если дизайнер грамотный, то у строителя даже не возникает желания спорить.

Фото: Дмитрий Введенский

Если говорить конкретно о плитке, то поскольку я работаю с малыми объемами, санузлы в основном небольшие. В таком санузле много сложных состыковок, углов и других элементов, которые нужно спрятать. Если же клиенту попадается упрямый плиточник, то в итоге санузел выглядит плачевно. Но если ты разговариваешь с плиточником на одном языке, то получаешь нужный результат. Общение грамотного дизайнера со строителями в ходе реализации проекта – это тоже экономия. Пусть не напрямую, но она весьма существенна. Сэкономленные эмоции – это тоже «плюс» к процессу.

Представление о дизайнере как о жадном негодяе – миф. Услуги дизайнера доступны большинству горожан, повторюсь, что как правило, стоимость услуг профессионального дизайнера составляет 10% от сметной стоимости заказа, а в некоторых случаях и меньше. Стоимость дизайнерского проекта зависит от площади и объема работ.

Михаил Введенский - о плюсах и минусах назависимости в работе

- Дизайнер-одиночка. Какие плюсы и минусы ждут тех, кто выбирает самостоятельный путь?

- Несомненный плюс, это – свобода. Условная, конечно же, свобода.

- Свобода в плане творчества, в плане идей?

- Нет…про творчество я бы так не сказал… Это - свобода распоряжаться своим временем, жить так, как тебе нравится. Но и минусы, соответственно, есть. За это ты дорого платишь и, прежде всего, платишь нестабильностью. В такой ситуации многие дизайнеры-одиночки. Как говорится, то густо, то пусто. И это не единственный минус, конечно. Любой коллектив, в котором у людей много общего, более эффективно продвигается к своей цели, чем одиночки. Факт, доказанный учеными. Одиночки этого лишены, и это еще один минус. Но мне пока не удалось ни создать свой коллектив, ни влиться в какой-то другой. Пока этого нет.

- А Вы хотели бы создать свою команду?

- Хотел бы. Это, конечно, непросто: команду нужно обеспечить работой. А сейчас, в последние несколько лет, кризис очень усложняет ситуацию. Я работаю в среднем ценовом сегменте. Мои клиенты находятся на границе среднего и бизнес-класса. И именно по ним кризис бьет сильнее всего. В верхнем сегменте, насколько я знаю, все в порядке. Поэтому в сегодняшних условиях создать свою команду тяжело. Нужны не только люди, но еще и соответствующий разгон. Ради одного-двух объектов постоянную команду не соберешь.

Выбор материала при оформлении интерьера

- Когда у клиента более чем солидные финансовые возможности, работать в плане выбора материалов намного проще. Какие решения вы предлагаете клиенту, разрабатывая бюджетный вариант оформления интерьера?

- Один из вариантов - подбор аналогов отделочных материалов. Также можно выполнить эффектное комбинирование материалов. Например, купить несколько метров дорогой керамической плитки, а в качестве фоновой взять достаточно простой вариант. И скомпоновать ее так, чтобы визуально выделить сильные стороны, создать объект притяжения. Получается очень эффектно. Плюс к этому – несколько технических новинок из сантехники. В результате мы получаем санузел с современным интересным дизайном, о котором с первого взгляда и не скажешь, что он - бюджетный.

В общем, решения есть. В основном они связаны с заменой материалов и с разными профессиональными хитростями, которые помогают обыграть помещение так, чтобы выделить что-то выгодное, а невыгодное – спрятать.

- Основные материалы, с которыми Вы работаете?

- В бюджетном сегменте используются обычные материалы: керамическая плитка, керамогранит и другие обычные материалы для отделки стен. Ничего сверхъестественного.

- В каких стилях оформления интерьера Вы работаете?

- В основном в современном стиле, сейчас его принято называть «контемпорари». А любимого стиля как такового нет. Мне нравится работать в разных вариантах. Но в основном ко мне приходят клиенты, которым нужен современный стиль.

- Если есть заказ на какой-то другой стиль, Вы беретесь за него?

- Да, берусь. Но тут сложно говорить о стиле, как таковом. Скорее нужно говорить о стилизации. Допустим, клиент хочет интерьер в классическом стиле, но в среднем сегменте это почти нереализуемо из-за высокой стоимости всех материалов: начиная с напольных покрытий и заканчивая светильниками. Все это выходит за рамки среднего сегмента. Поэтому в основном я работаю с современным стилем. И он мне нравится.

Фото: Дмитрий Введенский


Лофт – больше чем стиль, это - образ жизни

- В последнее время в России много говорят о Лофте. Он становится одним из модных трендов. Как вы считаете, возможно ли создание интерьера Лофт в обычной квартире?

- Я работаю с этим стилем, но только когда Лофт – это, действительно, Лофт. Что такое Лофт? Посмотрим на этимологию слова. Лофт – это чердак здания промышленного назначения, именно, чердак. Изначально. Там селились небогатые творческие люди, дизайн помещения был с минимумом отделки. И это невозможно воссоздать в обычном панельном доме. Можно попытаться внедрить какие-то элементы, и речь не идет о кирпичной стеночке. Я говорю о более конструктивных элементах. Например, попытаться передать настроение. Но опять же, исходя из того, что Лофт – это чердак фабрики, то перенести лофтовские масштабы в 25-ти метровую комнату невозможно. Это просто нереально. Помните сцену из фильма, где Микки Рурк на мотоцикле заезжает в спальню? Так вот, такое невозможно повторить в панельном доме.

- Стилизация под Лофт или псевдо Лофт... весьма субъективный дизайн, каждый видит его по-своему и реакция на такие интерьеры очень разная. Вспоминается фраза архитектора Зайцева: «кто-то строит дом-яйцо в Москве, он может считать, что это шутка, а тому, кто видит это из окна, хочется взяться за ружье». Как Вы оцениваете попытки стилизации под Лофт?

- Если говорить о «стилизации» под Лофт… наверное, люди так видят Лофт, хотя это, конечно, абсолютно не Лофт. Для меня Лофт – это именно чердак. В последнее время у нас очень много пространств стали называть Лофтом. И это несколько режет слух. В моем понимании следует придумать другое определение таким пространствам, а Лофт должен оставаться Лофтом. Но с другой стороны, у нас все внедорожники называют джипами. Джип – это абсолютно армейское название, оно стало именем нарицательным, и мы с этим смирились и спокойно живем.

Лофт - интересный, необычный, забавный стиль, свободный. Его атмосферу можно достаточно удачно воссоздать в загородном доме, именно атмосферу большого лофтовского пространства, и только. Я не согласен, когда Лофтом называют просто большие светлые современные пространства или переделанные фабрики. Это все равно – не чердак бывшей фабрики. Сейчас малоэтажные фабрички переделывают под жилье и стилизуют. Но голые кирпичные стены – это еще не Лофт. Лофт – это нечто более глубокое: прежде всего, образ жизни. Образ жизни небогатой богемы. Свободной, хипповой, у которой – секс, наркотики и рок-н-ролл.

Недавно я читал статью, о том, что мода на Лофт пошла после фильма «Привидение». В Нью-Йорке после этой кинокартины начался настоящий бум: риелторов массово просили найти такие помещения. Но Лофт- это образ жизни, и это нужно учитывать. Все таки человеку, который хочет создать пространство в стиле Лофт, следует понимать, что он должен быть готов личным примером поддержать Лофт. А если он будет приходить в Лофт одетый в идеальную, правильную одежду, в деловом костюме, ботинках за 3000 долларов и дорогущих часах, возникнет некая дисгармония. Потому что пространство влияет на нашу психику. Как говорят, бытие определяет сознание.

Тема Лофта, конечно, очень популярна в последнее время, но она скорее из серии моды, о чем мы уже говорили. Думаю, эта модная тема пройдет и довольно скоро. У нас другие условия, в отличие от Англии или Америки. Там было много фабрик, разорившихся в 1940-1950 гг, множество пустующих, брошенных помещений. В России этого нет. В СССР если и строили фабрику, то это был ЗИЛ, Серп и Молот. Все маленькие фабрики снесли еще в моем детстве. Помню, в соседнем дворе у нас была игрушечная фабрика, мы туда на экскурсию ходили, потом ее снесли. А больше таких пространств, которые можно считать Лофтом, я не видел. Стиль Лофт – это и среда обитания. Невозможно воссоздать калифорнийский образ жизни на Северном Кавказе. Калифорния – это Калифорния, Северный Кавказ – это Северный Кавказ. Каждый регион хорош по-своему.

Есть вещи, которые ограничиваются модой, и как все модное проходят. На мой взгляд, даже людям, которые пытаются создать интерьер в стиле Лофт, это скоро надоест. Всё-таки Лофт – «жесткий» стиль. И вряд ли его можно считать комфортным в нашем понимании, даже исходя из простейших вещей: представьте, у вас огромное пространство, которое нужно обогреть. Я понимаю, что это не мешает Лофту в Калифорнии. Но мы живем в третьей по холоду столице мира, и спать, когда кровать стоит посреди стометрового помещения, весьма некомфортно, элементарно недостаточно тепла. Да, можно использовать ухищрения – утепленные одеяла, полы с подогревом и др. Можно синтезировать этот стиль, попытаться синтезировать. Но все-таки классический Лофт – это стиль, который родился и живет в США, и ему там хорошо. А у нас Лофт - веяние моды, которое пройдет.

Фото: Дмитрий Введенский

Дизайнер и заказчик: как найти консенсус

- Работа дизайнера строится на личном общении с заказчиком, на взаимопонимании и точном выяснении его вкусов и потребностей. Зачастую, обращаясь к дизайнеру, человек не может объяснить, какой именно интерьер он хочет видеть в своем пространстве. Как Вы выстраиваете процесс взаимопонимания, чтобы создать интерьер, в котором люди будут жить с удовольствием?

- Долго и упорно работаю. Подбираю варианты, ищу точки соприкосновения. Ищу аналоги, которые нравятся клиенту. Хотя мне, наверное, везет с клиентами. В большинстве случаев люди понимают, что они хотят. Далее мы прорабатываем все детали. У меня не было проектов, в которых с заказчиками трудно найти общий язык. Всегда удается находить понимание в стилевом плане.

Случается, конечно, сталкиваться со стереотипами. В таких случаях приходится поработать и психоаналитиком, чтобы человек сам понял, что ему нужно, осознал откуда у него этот стереотип и нужен ли он ему на самом деле. Стереотипы - очень любопытная тема. Часто, когда люди делают ремонт самостоятельно, у них получается дизайн в стиле «завтра – это очередное вчера». То есть, они фактически повторяют свое предыдущее жилье с некими изменениями или увеличением квадратных метров. Но в принципе, не получают ничего нового.

Когда человек работает с дизайнером, клиент имеет шанс получить действительно что-то новое. У дизайнера нейтральный взгляд, он относится к помещению не так, как его владелец. У дизайнера нет эмоций, связанных с квартирой. Для нас – это пространство, которое надо оформить в надлежащем виде. А человек, самостоятельно делающий ремонт, упирается в свои стереотипы, цепляется за них. Стереотипы мешают. И в этой связи можно назвать еще один плюс сотрудничества с дизайнером: профессионал предлагает иные варианты оформления. Клиент получает возможность выбора, может увидеть по-настоящему новый вариант дизайна квартиры. И дизайнер ищет решения до тех пор, пока клиент не найдет для себя то, что ему целиком и по-настоящему нравится. Когда клиенту в дизайнерском проекте нравится всё, будет соответствующая работа и соответствующие результаты.

- По каким причинам Вы можете расстаться со своим заказчиком?

- Мне случалось отказываться от заказа. Но я не особенно переживаю по этому поводу. Что ж, не сложилось, бывает. Бывает, что и люди, прожившие вместе 20 лет, расходятся. Иногда жаль нереализованных проектов. А если не срослось с клиентом – значит не срослось, человеку могло что-то не понравится: например, он решил, что нужен другой дизайнер, другие идеи, другие отношения. Но, как правило, расставание происходит с людьми, которые любят доминировать. Люди, которые реально хотят сделать дом уютным и комфортным, очень позитивны. Расставание же обычно происходит с людьми, которые плохо понимают функции дизайнера; когда запросы выходят за рамки, когда клиенты думают, что дизайнер должен что-то большее.

- То есть они не доверяют дизайнеру?

- Это вопрос не доверия, а давления. Дизайнеру сложно работать под давлением. Иногда хочется сказать: попробуйте прийти к стоматологу на прием и потрепите ему нервы, а потом посмотрите, как он будет вам бормашинкой зубы лечить. Просто есть люди, которые любят доминировать, любят командовать. Иногда даже не понимаешь, зачем им дизайнер? Как некий атрибут стройки? Им не нужны ни идеи, ни решения, - ничего. Им дизайнер нужен, скорее, как чертежник. То есть, в основном, расставание происходит по таким причинам. Именно в ключе человеческих отношений, а не профессиональных. Люди считают, что, нанимая дизайнера, они делают ему подарок. Это выглядит так: я тебя нанял, давай танцуй. Заказчик не понимает, что заплатил за определенное количество услуг, дизайнер эти услуги сделал, и все – мы на равных. Я ему ничего не должен, и он мне ничего не должен. В отношениях должен быть паритет: человек заплатил за определенные услуги, он их получил. Если есть претензии к услугам – это одно, а если претензии возникают просто так, по определению, для меня это как отголоски 90-х. В моей практике такие случаи были, единичные, но были.

- У Вас есть любимый проект?

- Нет, потому что все время старюсь идти вперед. Используя предыдущий опыт, ты выстраиваешь новый проект. То есть, каждый проект – это очередной этап. Тем более, что реализованный проект на следующий день становится прошлым. А цепляться за прошлое нет желания, хочется идти вперед, развиваться, учиться… Возвращаясь к вопросу о нейтральности дизайнера: работая, я стараюсь не цепляться за что-то эмоционально или на уровне подсознания, а абстрагироваться и профессионально делать свою работу. В таком случае добиваешься хороших результатов. Ведь если цепляться за что-то из прошлого, оно станет якорем. А хочется парусов. Я благодарен всем своим объектам, все они меня чему-то научили. Но я не стану выделять какой-то из них особенно.

Фото: Дмитрий Введенский

О принципах дизайна интерьеров

- Как собрать воедино материалы, цвет, свет, предметы декора? Как скорректировать недостатки помещения и сделать пространство по-настоящему уютным? Несколько профессиональных советов начинающим дизайнерам.

- Во-первых, не надо бояться комбинировать «некомбинируемое» и сочетать «несочетаемое». Очень часто смелые решения дают хороший результат. Не надо держаться за стереотипы и жесткие установки. Не надо бояться, надо брать и делать, экспериментировать. Конечно, речь не идет о бездумном эксперименте: любая идея должна тщательно прорабатываться, вплоть до макетирования. Например, плитку можно напечатать на бумаге и наклеить на стену. Что-то можно нарисовать, что-то можно сделать из бумаги, картона, ткани. То есть, макетировать на месте, делая масштаб один к одному. И искать, искать смелее, включать фантазию. И всё получится!

- Как в небольших пространствах гармонично разместить все функциональные зоны? Какие варианты зонирования квартиры Вы используете?

- Во главе всего стоит задача. Любой дизайнер, и я - не исключение, работает под конкретную задачу. Задачу ставит клиент и, исходя из этого, мы занимаемся зонированием. Я не могу сказать, что использую несколько конкретных приёмов: зонирование полов плиткой, стен - краской и т.д. Приёмов множество и подбираются они, исходя из конкретной задачи. Но, конечно, радует, когда удается успешно зонировать общественно-приватную часть, разделить их. Удачное решение таких задач в проекте всегда радует. Добиться подобного зонирования в небольших пространствах очень сложно: существуют строительные нормативы, которые не позволяют разграничивать квартиру. Так, у нас есть всеми любимый коридор, от которого никуда не деться. А небольшие пространства – это, как правило, коридор. У нас очень мало «квадратных» пространств. В основном все пространства по планировке продолговатые и вытянутые. Но и здесь есть приемы, которые помогают добиться нужного результата. Для этого используются элементы мебели, общестроительные элементы (стенки, фальш-стенки). Зонировать можно отделочными покрытиями: паркет, плитка и т.д. Способов много, их выбор зависит от конкретной задачи.

- С помощью каких приемов можно визуально увеличить пространство и «прибавить метров» своему дому?

- Базовые приемы стары, как мир. Это – цвет и свет, в первую очередь. За счет большого количества света и грамотно подобранных цветов помещение зрительно увеличивается. Классика жанра – зеркала и прочие хитрости. Например, небольшие простенки создают иллюзию, что за углом есть что-то еще, хотя за этим углом, на самом деле может поместиться только табуретка.

Физически прибавить метры можно за счет коридоров, за счет компановки. Компоновка – моя сильная сторона. Я стараюсь использовать каждый сантиметр пространства уже на стадии проекта. Объясняю клиентам, что если есть гостевой стол и гостевые стулья, то нужно убирать гостевые стулья. Для этого нужен вот такой маленький «кусочек». Если вам нужна гладильная доска, то для нее должно быть отдельное место, чтобы не доставать ее с какого-то чердака, образно говоря. Все детали и моменты прорабатывается уже на стадии проекта.

Если мы говорим о плитке, то я всегда стараюсь сделать так, чтобы было как минимум резьбы, как можно меньше обрезков. И не потому, что я экономлю плитку, а чтобы это было красиво, чтобы не было маленьких кусочков. И начинаю реализацию проекта, когда уже все обсуждено и согласовано, все ясно и понятно. Вот тогда начинается подгонка буквально по миллиметрам, чтобы в итоге все получилось красиво и радовало владельца. Нет ничего хуже, когда где-то «торчит» сантиметр плиточки, когда в углу «убогая» подрезка.

- Как вы относитесь к смешению разных стилей при оформлении одной квартиры?

- Замечательно. Считаю, что это очень здорово: разнообразие расширяет границы и положительно влияет на настроение людей. Возвращаясь к вопросу по поводу визуального изменения объемов… смешение стилей - это тоже способ изменения объемов пространства. Человеческий глаз не может соотнести предметы из разных эпох, таким образом мы «обманываем» свой мозг. Если мы используем классические предметы в суперсовременном интерьере или наоборот, что бывает реже, - они переключают на себя всё внимание, что позволяет изменить представление о реальном объеме.

- Какие стили сегодня предпочитают клиенты?

- Большинство моих клиентов предпочитают современный стиль, он достаточно универсальный. Я и сам, когда меня спрашивают о выборе стиля, рекомендую рассчитывать на 5-7, максимум 10 лет. Время меняется, меняемся мы. То, что нам сегодня нравится, через три года может совершенно не радовать. Рекомендую не делать ничего вечного. Хотя не все клиенты, готовы принять такой совет. Ремонт у нас вещь дорогая и хлопотная. Поэтому люди хотят сделать ремонт раз и на всю жизнь. И я, по возможности, стараюсь людей отговорить от такого подхода, ведь сделать нетленку нереально. Все меняется, время меняется. Через 5-7 лет люди обычно покупают новое жилье, переезжают за город, взрослеют, по-другому смотрят на вещи, которые вчера радовали, а сегодня уже кажутся несерьезными.

Фото: Дмитрий Введенский

- Как Вы считаете, при оформлении интерьера, нужно учитывать модные тенденции или интерьер – дело личного вкуса?

- Это скорее вопрос не к дизайнеру, а вопрос к клиенту. Я никогда не навязываю модные тенденции. Основная тенденция в последнее время – это желание создать интерьер с индивидуальным характером. Главенствует индивидуальность, а не мода. Что такое мода? Это то, что у всех, что популярно. Если мы говорим о плитке, то была забавная история с плиткой Roberto Cavalli. Он сделал коллекцию с леопардами, с ониксом. И все хотели Roberto Cavalli, потому что это была модная тема. И приходилось объяснять клиентам, что не стоит ориентироваться на рекламные картинки, потому что это совершенно не их пропорции и не их масштабы.

Радует, что в последнее время люди отказываются от модных, массовых вещей, а ищут индивидуальные варианты. Я никогда не рекомендую что-то, только потому, что это модно. Для меня важнее желание клиента, его вкус, его возможности. Индивидуальность клиента важнее моды, которая быстро проходит. У меня был случай, когда ремонт начинался на определенной модной волне, а когда он заканчивался – мода на это уже проходила. Был такой период «венге», все очень любили венге. Я уже и не говорю о средне-бежевых интерьерах.

- Сейчас все стараются отойти от бежевого…

- Да, стиль трехзвездочной гостиницы уже канул в лето, и надеюсь, навсегда. Люди хотят чего-то более живого, интересного, радостного. Поэтому модно – не критерий для работы дизайнера. Индивидуальность, согласен, – критерий. Бывает, клиент хочет необычных решений. Да, пожалуйста! А если настаивает на модном – что ж, пусть. Бывает, одинаково модные люди ходят в одинаково модные места и одинаково модно общаются. Ну, значит им это нравится.

- Но согласитесь, даже в модном направлении можно проявить индивидуальность. То есть, следуя моде, Вы можете посоветовать что-то особенное для клиента?

- Да. Но опять же, вы сказали – индивидуальность. Можно, основываясь на индивидуальности, применить модные решения. Но основываясь на моде, применить индивидуальность очень сложно, иногда - невозможно. Если мы отталкиваемся от индивидуальности – да. Если мы отталкиваемся от моды – вряд ли. Потому что, всё-таки, мода весьма переменчива.

Основные инструменты работы дизайнера

- Вы можете сформулировать главный принцип, который, по Вашему мнению, способствует профессиональному успеху?

- Принцип – вещь сложная. Для кого-то принцип – это упорство, для кого-то – гениальность, для кого-то – талант. Всё это - принципиальные вещи, которые определяют профессиональный успех. Кто-то добивается успеха за счет таланта, кто-то - за счет трудолюбия, а кто-то - за счет синтеза таланта и трудолюбия. Поэтому говорить о главном принципе я не возьмусь.

- А что на ваш взгляд способствует успеху? Что помогает Вам?

- Доверие клиентов. Самое важное, когда люди тебе доверились, доверили свой дом. Всего остального можно добиться теми или иными способами: талантом или трудолюбием. Но тебе еще должны доверять. Доверие клиента - залог того, что ты сможешь проявить талант и трудолюбие. Без доверия ничего не будет. Грубо говоря, можно украсть чужую идею. Как сказал Стив Джобс, большой художник копирует, а гениальный художник – ворует. То есть, можно даже украсть идеи и решения, но доверие людей украсть нельзя. Оно либо есть, либо его нет. Вот это - самое главное. Развиваться ты можешь только в работе. Невозможно развиваться «сидя за партой», без реализации. Всё, что ты изучил, будет просто багажом знаний. Работа дизайнера – это реализация конкретных проектов, которая невозможна без доверия людей.

- К чему Вы стремитесь сейчас?

- К развитию. Неважно, будет ли это личное развитие, или удастся создать коллектив. К профессиональному росту. А дальше – поживем увидим.

Контактные данные:

  • e-mail: d-zainmv@yandex.ru
  • тел: 89166434079
Оценить статью: 

Комментарии
code