ARTCER.RU

Секреты «волшебного» интерьера ресторана «Грабли» от архитектора Алены Табаковой. Часть I

4.5/5

Привлекательная сюжетная тема для взрослых и детей, множество уникальных интерьерных деталей и сложных архитектурно-планировочных решений – главное отличие ресторана известной московской сети «Грабли» в Центральном Детском Магазине. О концепции интерьера ресторана, отмеченного на международном конкурсе Bar&Restaurant Design Awards, от идеи до реализации в эксклюзивном интервью журналу ARTCER рассказала архитектор-дизайнер Алена Табакова.

img_6054.jpg

Алена Табакова: опыт художника - декоратора в оформлении интерьеров

– Алена, Вы по праву считаетесь мастером в сфере декоративного оформления интерьеров и создания ярких изобретательных пространств. Как известно, до того, как перейти к частной практике, Вы долгое время проработали в качестве художника-архитектора в декорационном отделении киностудии «Мосфильм». Скажите, как повлиял данный опыт на Ваши индивидуальные проекты?

– Это значительно повлияло на мои дальнейшие работы, потому что художники кино имеют дело с определенным сценарием, что помогает им создавать более затейливые интерьеры. Каждый наш интерьер – это некий сюжет с развитием, где не просто присутствуют предметы, правильно подобранные по цвету, форме и размеру, а создана некая декорация для «кино». На мой взгляд, поход в ресторан – это не только употребление пищи, а, прежде всего, развлечение, и интерьер общественного заведения должен быть более театральным, чем частный. Когда приходишь в ресторан на один вечер, хочется ярких впечатлений, эмоций, чтобы было что созерцать. Поэтому практика показывает, что более самобытные интерьеры ресторанов делают люди, которые хотя бы какое-то отношение имеют либо к кино, либо к сценографии, либо к декорациям.

img_6139.jpg

– Надо сказать, что интерьер ресторана «Грабли» в ЦДМ значительно отличается от всех других ресторанов сети. Как Вы пришли к такой концепции?

– Мы долго думали, что же объединяет детей и взрослых – это сны, в которых мы летаем. В детстве нам часто снятся полеты, потом мы это ощущение теряем напрочь и начинаем жить как-то приземленно. И к старости опять начинаем летать во сне, не зря есть выражение «и стар и млад». Так вот для того, чтобы нам не потерять это ощущение полета, мы хотели, чтобы взрослые летали в течение всей своей жизни, по крайней мере, в нашем интерьере. Но непременно на чем-нибудь сказочном, веселом и необычном. А что может быть загадочнее и необычнее, чем воздушные шары, дирижабли и даже «летучие корабли», «летучие дома» и целые «летучие «города»! Это идея о мечтах, о путешествиях, о чем-то несбывшемся и о том, что все еще впереди. Поэтому, данный интерьер – это сценарий, который облекается в определенные декорации.

img_6101.jpg

img_6163_1.jpg

img_6167_1.jpg

img_6172_1.jpg

«Парящие» элементы декора

Заходя в ресторан, внимание сразу приковывают все эти необыкновенные конструкции, «парящие» в воздухе. Как Вам удалось реализовать такую сложную декорацию?

– Архитектор может придумать вещь космического масштаба. Поэтому, когда что-то придумываешь, надо всегда оценивать реалии: насколько это возможно сделать, насколько это соответствует законам всемирного тяготения и может ли это вообще находиться в пространстве. На самом раннем этапе моего архитектурного творчества мне попались очень хорошие конструкторы. Я до сих пор дружу с этими людьми, которые мне объяснили, что любую идею архитектора правильный опытный конструктор, мыслящий и творческий специалист может воплотить. И когда мне дали «карт-бланш» в плане оформления, то, естественно, моей целью было найти правильного конструктора под свои идеи, чтобы никоим образом не тормозить проект всеми законами физики.

К примеру, чугунная лестница, ведущая на второй этаж, опирается всего на один столб. То есть она вся практически висит в воздухе. Или взять дирижабль: в целом виде он не поместился бы в интерьере, учитывая, что его длина составляет 13 метров, а диаметр – около 6 метров при общей высоте потолков 6 метров. Поэтому практически невозможно было бы его разместить в интерьере, если бы не придумали идею с зеркалом, за счет чего нет ощущения, что в ресторане – только половина дирижабля.

img_6073_1.jpg

9fd8d7d6a9546f39350210a579d292f6e947a427aa387024f5-pimgpsh_fullsize_distr.jpg

6848873b7935ea10af2457755f048949b9a2e2e6fb94af9b46-pimgpsh_fullsize_distr.jpg

img_6121_1.jpg

То есть идея с зеркалом принадлежит непосредственно конструктору?

– Нет, придумка моя. А дальше конструкторы рассчитали всю эту систему. Ведь для монтажа зеркала 20-ти метровой длины должен быть каркас безошибочной точности, чтобы не было искажений в отражении. И тут – мастерство не только конструктора, который проектировал всю эту систему каркаса, но и строителей, совершивших невероятное.

Кто осуществлял все строительные работы на объекте?

Общие строительные работы (отделка стен, полов, инженерные коммуникации) осущестляла специально обученная строительная организация. А все уникальные элементы декорации делала бригада сети «Грабли» – главные люди, без которых все мои идеи и даже конструкторские были бы неосуществимы, если бы не «золотые руки» наших мастеров. Скажем, потолок – смонтировать его было очень тяжело. Собирали секциями внизу и затем поднимали. У нас есть производственные мастерские, в которых мы делаем все заготовки, потом перевозим их на объекты и там собираем. Почти все архитектурные детали – это наше производство: дирижабль, воздушные шары, бар, столы, острова открытой кухни – все, что требует мелкой моторики. У нас сложилась очень хорошая команда, где есть идея, есть человек, который берет ответственность за то, чтобы сделать расчёты и выдать рабочие чертежи и есть бригада, которая может все это осуществить, потому что чертежи без рук остаются мечтами.

img_6186_2.jpg

img_6191_2.jpg

img_6184_2.jpg

Учитывая такую сложную работу и кропотливый подход, сколько по времени длилась разработка проекта и его реализация?

– Это долгий проект, здесь было много сложностей с самим зданием Детского Мира. Мы начали работу когда не было крыши, ее строили у нас над головой, а в центре магазина была дыра в бетонных перекрытиях с временной железной лестницей, по которой было даже страшно забираться на 7-ой этаж. Реконструкция Детского Мира длилась очень много лет, вернее это был замороженный проект. И мы «влились» на том этапе, когда все уже сдвинулось с мертвой точки и пошла работа по реализации проекта ЦДМ. Но все равно, каждую минуту возникали какие-то сложности, с нами не связанные, поэтому в целом наш проект занял год. Это все вместе с реализацией. Проект и в правду сложный – и в техническом и в инженерном плане. Тут ведь не только моя работа, но есть и масса инженерных коммуникаций. Я вообще никогда не думала, что ресторан – такая сложная «машина».

img_6064_1.jpg

Помимо декоративных летательных аппаратов, в интерьере ресторана присутствует большое количество живых растений. Как перекликаются темы воздухоплавания и природы?

– Изначально мы позиционировали себя как летний садово-парковый проект – место, где можно хорошо провести время с друзьями (на пикнике, на даче – не важно где). Это лето, солнце, много зеленых деревьев, отдых, выходные. И отталкивались мы от того, чтобы в любое время и в любую погоду можно было прийти к нам и почувствовать, что скоро лето. Первый наш ресторан находится на Проспекте Мира. Там была идея воссоздать мастерскую садовника: горшки, лопатки и грабли, как предмет садового инвентаря. Отсюда и название. Здесь, в ТЦМ, в «полетах» – минимум оранжерей, хотя лето присутствует, большим количеством растений и цветов мы стараемся эту тему поддерживать.

Биотема - неотемлемая часть интерьера

Сейчас во всем мире в интерьерах общественных зданий популярно большое количество живых растений: деревья сажают целиком. Биотема опять возрождается. Вообще все идет к натуральному.

img_6090_1.jpg

img_6059_1.jpg

img_6193_1.jpg

Если говорить о цветовой и световой концепции ресторана в целом, какую смысловую нагрузку несет интерьер?

– Мы постарались сделать интерьер максимально облегченным, «воздушным» и, в то же время, жизнерадостным, разноцветным и веселым. Разнообразные по расцветке и рисунку шары «взмывают» вверх на фоне потолочного «ясного голубого неба», стены декорированы художественной плиткой «под дерево» с росписью в виде облаков, внизу между деревьями уютно разместились мягкие разноцветные диваны, отделанные натуральным дубом и столы с интересными расписными столешницами в теме интерьера.

img_6152_1.jpg

img_6075_1.jpg

img_6131_1.jpg

Премия Restaurant&Bar Design Award

Приятно отметить, что проект «Грабли» в ЦДМ попал в шот-листы «Лучший Европейский ресторан» и «Потолок» международной премии Restaurant&Bar Design Award, ежегодно проводимой в Лондоне. Что подчеркнуло жюри в данном проекте?

Мы не знаем, данный конкурс закрытый и нет публичного обсуждения проектов. Это не обсуждается ни в социальных сетях, ни во время вручения премий. Есть некое интернациональное жюри, которое оценивает работы виртуально по фотоматериалам, присылаемым на конкурс. Члены жюри – очень известные люди во всем мире: дизайнеры, представители ресторанного и отельного бизнеса. Мы попали в десятку лучших ресторанов, а заявок было 108 только по европейским проектам, и из России тоже были. Но за всю историю конкурса «Грабли» является единственным российский рестораном, который вообще попал в какой-то шот-лист. Причем конкуренты были серьезные, в том смысле, что это уже устоявшиеся имена: и рестораны и сами владельцы – популярные и известные в Москве. Поэтому конкуренты у нас были достойные.

По каким критериям нас выбрали я не знаю, но один дирижабль чего стоит – ни у кого такого нет. Наверно, мы просто более попали в тренд 2016 года. Фанера лазерной резки в виде 3D моделей на потолке тогда была в большом почете.

img_6092_1.jpg

img_6115_1.jpg

P.S. Продолжение интервью с Аленой Табаковой читайте в нашей следующей публикации, где архитектор-дизайнер расскажет о принципах выбора керамической плитки и работе с керамическом материалом в данном проекте, а также поделится мнением о трендах в дизайне керамической плитки и даст совет по праздничному оформлению помещения к Новому Году.

Оценить статью: 

Комментарии
code