Сомнения и надежды российского рынка керамической плитки

Сомнения и надежды российского рынка керамической плитки

По итогам 2015 года производство керамической плитки в России выросло на 3,8%, составив 173 млн м². Существенный рост пришелся на первый квартал года: производство керамической плитки увеличилось на 14,3% в сравнении с аналогичным периодом 2014г. Наиболее тяжелым месяцем для производителей стал сентябрь. Было зафиксировано сокращение производства на 4% по сравнению с аналогичным периодом 2014г.

Рынок керамической плитки остается самым быстрорастущим сегментом рынка отделочных материалов: ежегодный рост составляет 20%; быстрее растет только рынок элитной керамической плитки – 30%. На показатели влияет как рост отечественного производства, так и увеличение импорта.

По отечественному производству: в рейтинге по федеральным округам первое место занимает Центральный, за ним следует Южный и замыкает тройку Уральский. В целом доля трех округов составляет 78,6% от всего производства керамической плитки в России.

Что касается сегментации рынка по типу назначения продукции, то 69% приходится на плитку для строительства и реконструкции объектов деловой и торговой сферы, 31% - на плитку для жилых помещений.

Большая часть продаж зафиксирована в сегменте плитки для «бюджетного» строительства; на втором месте – продукция среднего ценового сегмента; на дорогую плитку приходится 8% от общего объема продаж. При этом сегмент рынка керамической плитки высокого класса «контролируется» итальянскими и испанскими компаниями. 30% рынка приходится на импорт. Российским производителям сложно конкурировать с испанцами и итальянцами из-за отставания в дизайне, технологиях производства, конечного качества продукта.

Настроения и ожидания

Оценивая перспективы, эксперты и игроки керамического рынка говорят о:

Сокращении импорта на российский рынок из-за роста курса евро и, в первую очередь, это касается продукции фабрик Италии, Испании, Германии и Польши. Так, доля экспорта испанской плитки в 2015г в денежном выражении уменьшилась на 40% по сравнению с предыдущим годом. Показательной в этом отношении считают выставку BATIMAT RUSSIA этого года, в которой число участников бренда Tile of Spain сократилось почти вдвое в сравнении с прошлым годом.

Росте цен на керамическую плитку, в том числе и отечественного производства. По мнению экспертов, из-за падения курса рубля, для российских фабрик производство на экспорт становится более выгодным. При росте экспорта будет наблюдаться снижение предложения на внутреннем рынке, что и приведет к росту цен на российскую плитку. По разным оценкам, средняя стоимость стройматериалов в 2016 году повысится от 25 до 50%.

Спаде в строительном сегменте. Ситуация, к которой ведет зависимость рынка керамической плитки от строительства, оценивается неоднозначно. Сокращение объемов ввода и строительства жилой и коммерческой недвижимости в совокупности со снижением покупательского спроса на строительные и отделочные материалы, приведет, по оценкам экспертов, к падению рынка строительных материалов на 8%. Однако, часть аналитиков делает более оптимистичные прогнозы, ссылаясь на статистику. Так, в России, в среднем 55% домов уже устарели, а 6% не пригодны для проживания. В 2014г. в эксплуатацию было введено более 1 млн новых квартир и жилых домов. В 2015 году было построено 1169,4 тыс. м² жилья. 85%-90% квартир продаются в состоянии Shell & Core. Доля ипотеки в 2015 году выросла за два года с 25 до 36%. Потребитель, купивший квартиру, несмотря на экономическую ситуацию, будет вынужден делать ремонт и покупать строительные и отделочные материалы. Даже отложив покупку квартиры, россияне, так или иначе, будут приводить в порядок жилье, которое у них есть. Эти факторы следует рассматривать как дополнительный стимул к развитию рынка строительно-отделочных материалов, считают аналитики.

Смещении массового спроса в более дешевый сегмент, что приведет к сокращению ассортимента производителей и дистрибьюторов. Ожидается сокращение доли товаров из Европы и рост импорта из Китая. За счет смещения импорта доля отечественной продукции вырастет, но незначительно.

Новые подходы в борьбе за покупателей

Выгодное положение займут многоканальные ритейлеры, которые смогут обеспечить покупателю разные комбинации, связанные с заказом, выбором и оплатой товара. В этом отношении эффективно будет работать модель неразрывно связанных между собой онлайн и офлайн-магазинов. Развитие полноценной интернет-торговли становится одним из приоритетов.

По данным агентства Data Insight в 2015 году торговый оборот в онлайне достиг 55 миллиардов рублей, что составляет 8% от всего внутрироссийского рынка eCommerce. По онлайн-заказам лидируют магазины в категории товары для ремонта и строительства. По данным опроса покупатели отдают предпочтение онлайн-магазинам, поскольку так проще выбирать и сравнивать товары (45%), товары стоят дешевле (55%).

На начало 2016г, крупные онлайн-ритейлеры зафиксировали рост среднесуточного числа заказов на 14%, в то время как на розничном рынке отмечается снижение продаж на 6-7%.

Чтобы поддержать интерес потребителя и побудить его к онлайн-покупке, ритейлеры расширяют спектр услуг в онлайне: в выставочных шоурумах и салонах можно ознакомиться с частью ассортимента, получить консультацию, подобрать более дешевые аналоги; с помощью специальных интерфейсов создать дизайн-макеты, рассчитывая общую стоимость требуемых строительных и отделочных материалов.

Меняется география продаж. Небольшие города и населенные пункты привлекают ритейлеров меньшим уровнем насыщенности рынка; снижением расценок курьерских компаний; новыми сервисами «Почты России», созданными специально под нужды интернет-торговли. Кроме того, в борьбе за покупателя часть крупных компаний создает собственную логистическую инфраструктуру. В настоящий момент уровень продаж в регионах растет значительно интенсивнее, чем в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Оценить статью: 

Комментарии
code