Тон и калибр плитки. Ректификат. Сортность плиток. Урок №4 программы обучения Casa de Lux

3/5

Тон и калибр плитки. Ректификат. Сортность плиток. Урок №4 программы обучения Casa de Lux

Существуют также две очень важные характеристики плитки, которые часто вызывают недопонимание у потребителя, и информацию о которых нельзя найти на страницах каталога фабрики, а только на упаковке, — это Тон плитки (её хроматическая тональность, цветовой нюанс) и Калибр (фактический размер). Разберем эти два понятия более подробно.

Калибр - отличие фактического размера плитки от номинального (обозначенного в каталоге), иначе говоря, калибр — это реальный размер плитки. Определить его можно, только измерив плитку после её выхода из печи на окончательном этапе производства. Следует отметить, что предвидеть и прогнозировать сужение плитки во время нахождения в печи с большой точностью нереально, так как все компоненты, из которых состоит смесь — натуральные, и, хотя и отбираются очень тщательно, но могут по-разному вести себя в течение сложного процесса изготовления.

После изготовления одной партии плитки одного цвета все плитки перемеряются и определяются их реальные размеры, на основе которых присваивается калибр. Таблица реальных размеров и соответствующих им калибров для керамогранита 30 × 30 приведена ниже:

Калибр Размер
05 295 × 295
06 296 х 296
07 297 х 297
08 298 х 298
09 299 х 299
0 300 х 300

Вместе с тем очень важно знать, что и в пределах одного калибра существует допуск ±0,5 мм, и это регламентируется нормой ISO 10545—2. Аналогичные таблицы для соответствующих форматов напечатаны на каждой коробке с керамогранитом или плиткой одинарного обжига, причём у последней калибр обозначается буквой (А, В, С…). Плитки двойного обжига не различаются по калибрам, поскольку отбор по номинальному размеру происходит ещё после первой стадии обжига. Определить какого калибра плитка, можно по маркировке на коробке, также эту информацию обязательно должен предоставлять продавец.

Тон плитки — это цветовой нюанс конкретной партии плитки. Дело в том, что по причинам технологического характера, схожими с причинами, вызывающими разницу в размерах, плитки одной серии могут отличаться от своего номинального цвета (например, зелёного) по оттенку, — т.е. быть или более светлыми, или более тёмными. Эта проблема характерна абсолютно для всех керамических плиток и декоров к ним, изготавливаемых при высокой температуре обжига.

ТОН И КАЛИБР ПЛИТКИ. РЕКТИФИКАТ. СОРТНОСТЬ ПЛИТОК. Урок №4 программы обучения Casa de Lux - a

При заказе материала нужно быть всегда уверенным, что все плитки поставляются в едином калибре и одной тональности. Такая информация должна предоставляться продавцом или менеджером, ответственным за поставку. Естественно, что при дозаказе плитки на конкретный объект нужно стремиться заказать её в том же тоне и калибре, что и уже уложенная партия.

Но что делать, если плитки нужного тона или калибра нет на складе поставщика?

В таком случае надо попытаться найти компромиссное решение — «разделить» помещение на несколько отдельных площадей, которые нельзя наблюдать одновременно, например: разные залы, комнаты, разделённые перегородкой, лестничные площадки.

Вообще проблема тональности становится очевидной лишь при сопоставлении рядом на одной плоскости двух плиток разного тона, но разный угол падения света сразу же делает это различие менее заметным. Так, например, две перпендикулярно расположенные стены в одной комнате, в крайнем случае, могут быть облицованы плиткой разного тона, нужно лишь внимательно следить за маркировкой на коробках.

Из-за проблем технологического характера, описанных выше, сложно гарантировать выпуск больших партий (>2000 м²) одного тона и калибра. В этом случае, если нет возможности разбить всю площадь на отдельные более мелкие плоскости, приемлемым вариантом решения проблемы может быть совмещение партий разных, но очень близких калибров (например, 7 и 8, 8 и 9). При укладке со швом в 3—4 мм эта разница нивелируется, только при этом требуется более аккуратная работа плиточника.

Очень важно понимать, что некоторые серии плиток изначально задумывались дизайнерами фабрики в модных сейчас стилях «рустик» или «антика» — т.е. с неоднородным цветом поверхности, стилизованной «под старину», навеянной интерьерами старинных итальянских замков. В этих сериях само по себе понятие тона весьма относительно: философия данного стиля отрицает точную привязку к какому—либо постоянному цвету, делая весь тон плиток «неровным». И если клиент выбрал такую плитку, то предполагается, что он полностью понимает и принимает такой стиль. Распознать такие серии достаточно просто: как правило, неоднородность фактуры сразу бросается в глаза, и видно, что даже на поверхности одной плитки цвет меняется от края к краю.

ТОН И КАЛИБР ПЛИТКИ. РЕКТИФИКАТ. СОРТНОСТЬ ПЛИТОК. Урок №4 программы обучения Casa de Lux - b

Для такой плитки рекомендуется кладка в хаотичном порядке, при которой перемешиваются между собой как можно больше плиток из разных коробок единой номинальной тональности. Только так можно добиться того удивительного эффекта, который задумывали стилисты фабрики.

Ректификат - это дополнительная резка краев плитки. Она проводится на готовом изделии с помощью специального станка. Убираются все, даже малейшие неровности поверхности, обеспечивается точность размеров.

Плитка, обработанная таким образом, подходит для кладки с минимальной толщиной шва, так как она практически идеально прилегает друг к другу, а ее стороны выведены строго под углом 90 градусов по отношению друг к другу. В результате вся плитка получается одного калибра.

Правда, дополнительная обработка сказывается на стоимости – ректифицированная плитка, как правило, дороже обычной.

ТОН И КАЛИБР ПЛИТКИ. РЕКТИФИКАТ. СОРТНОСТЬ ПЛИТОК. Урок №4 программы обучения Casa de Lux - c

Сортность плиток

Поскольку керамические плитки — это сложный технологический продукт, то, как и любой подобный материал, он бывает разных сортов. По окончании процесса изготовления плитки сортируются, проходя тщательный контроль внешнего вида, размеров, прочностных характеристик. При несоответствии норме какой-либо из характеристик плитка автоматически исключается из базовой партии первого сорта. Иными словами, любой производитель никогда не производит заведомо плитки второго или третьего сорта, а старается изготавливать только первосортный материал. Плитки сортов, отличных от первого, получаются путём выбраковывания, и их объём становится известен лишь после окончания производственного цикла.

Поэтому бесполезно искать указание на сортность непосредственно на плитке — эта информация наносится только на коробки в процессе упаковки уже произведённой партии и обозначается по-итальянски в графе сорт (scelta) соответственно «prima» — первый, «seconda» — второй и т.д.

Чем же отличаются сорта? Как правило, плитки второго сорта имеют какие-либо дефекты цвета (пятна, неравномерность цвета), поверхностные дефекты (раковинки, наплывы на краях) или дефекты геометрии (нарушена планетарность — кривизна поверхности, ортогональность — кривизна сторон). С точки зрения прочности это нормальный материал, такой же твёрдый и износостойкий.

Плитки второго сорта имеют более низкую отпускную цену, но и претензии по качеству на данный материал фабрика не принимает.

При определении сортности самым сложным является контроль внешнего вида, который происходит одновременно с определением тональности плитки. Эта операция — одна из немногих, которая происходит на фабрике при непосредственном участии человека — оператора на линии на специальном стенде, через который проходят плитки, поскольку нигде в мире нет машин, способных определить лёгкое отличие цветового нюанса плитки от номинального цвета. Поэтому, что касается дефектов внешнего вида, то по принятым нормам допускается присутствие в партии первого сорта до 5% плиток, имеющих отклонения или дефекты поверхности. Партии других сортов могут иметь большее количество дефектных плиток.

Оценить статью: 

Комментарии
code