Все оттенки Майолики: техники исполнения в разных странах

5/5

Все оттенки Майолики: техники исполнения в разных странах

История керамической плитки Майолика началась на Древнем Востоке и прошла красной нитью через такие страны, как Испания, Португалия, Италия, Голландия и Россия.

Традиционно Майоликой называется глазурованная керамическая плитка с рельефной поверхностью и уникальными цветовыми переходами, а также Майоликой называют особую технику росписи керамических изделий.

Первыми глазурованную керамическую плитку с цветной росписью изобрели арабы и называлась она Зуляйдж. Попав в Испанию и Португалию, плитка Зуляйдж не только получила новые имена – Азулехос и Азулежу, но и новые варианты декорирования. При чем здесь Майолика? Именно такое название, с легкой руки итальянцев, закрепилось в Европе за глазурованной плиткой с цветной росписью. Дело в том, что образцы арабской и испанской керамики завозились в Европу через остров Майорка. Итальянцы считали, что именно там они и производятся, поэтому называли эти изделия Майолика, произнося на смягченный манер название острова Майорка.

Параметры Древний Восток: Зуляйдж Испания: Азулехос Португалия: Азулежу Италия: Майолика Голландия: Делфт Россия: Гжель
Рисунок
  • Арабески - сложный, чаще всего симметричный по композиции орнамент, состоящий из стилизованных растительных мотивов.
  • Морески- геометрический орнамент из переплетения многоугольников, кругов, линий и изгибов; орнамент строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора
  • Богатый растительный орнамент
  • Геометрический орнамент
  • Исламские орнаменты, обрамляющие сюжетные рисунки
  • Сюжетные:

люди, животные, бытовые и религиозные сюжеты, мифологические существа

  • Орнамент из переплетенных цветов и верхушек кипарисов
  • Арабески
  • Морески
  • Сочетание европейских барокальных завитков и элементов исламских орнаментов (геометрических и растительных)
  • Сюжетные:

люди, животные, бытовые и религиозные сюжеты

  • Простейшие линейные орнаменты и геометрические мотивы;
  • Исламские орнаменты, переплетающиеся с эмблемами или гербами итальянской знати
  • Гранатовый орнамент
  • Сerquate- орнамент, состоящий из переплетающихся ветвей дуба с желудями
  • Орнамент в виде павлиньих глаз
  • Орнаменты-гротески: сплетения стеблей с фантастическими человеческими и звериными фигурками, вазами, рогами изобилия
  • Сюжетные: многофигурные сцены на фоне пейзажа или архитектуры
  • Богатый растительный орнамент
  • Геометрические орнаменты в виде шестигранников и ромбов, обрамляющих изображения животных и людей
  • Виноградная лоза
  • Тюльпаны
  • Животные и птицы
  • Мотивы бычьей головы в различных вариациях
  • Библейские сцены
  • Сюжеты военных баталий
  • Морская тематика: волны, шхуны, дельфины
  • Мифологические сюжеты: Нептун, русалки, кракены
  • Орнаменты, включающие изображения людей, зверей, птиц и растений
  • Стилизованные цветочные букеты
  • Фольклорные мотивы: сирины, алконосты, львы, грифоны и т.д.
Технологии
  • Непрозрачное глазурование керамической плитки оловянной глазурью с последующей росписью
  • Люстрирование
  • Непрозрачное глазурование керамической плитки оловянной глазурью с последующей росписью
  • Люстрирование
  • Использование цинковой глазури
  • Техника полихромного глазурования
  • Непрозрачное глазурование керамической плитки оловянной глазурью с последующей росписью
  • Люстрирование
  • Техника полихромного глазурования
  • Использование цинковой глазури
  • Добавление в глазурь оксидов других металлов, что расширило гамму цветов и эффектов
  • Техника полихромного глазурования
  • Использование цинковой глазури
  • Роспись по марганцевой глазури
  • Техника полихромного глазурования
  • Техника углового мотива - corner motifs
  • Рисунок выполняется в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи, где кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой
Цветовая гамма
  • Сочетания четырех цветов – синего, зеленого, желтого и белого.
  • Характерно: преобладает синий цвет
  • Сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
  • Характерно: яркая цветовая гамма
  • Сочетание четырех цветов: синего, зеленого, желтого и белого.
  • Характерно: монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта
  • Шесть базовых цветов и варианты их сочетаний: белый, медно-зеленый, желтый, фиолетовый, коричневый и кобальтово-синий
  • Характерно преобладание зеленых, синих красок и охры
  • Сочетание зеленых, оранжевых, желтых и сине-фиолетовых цветов и оттенков
  • Характерно: монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта
  • Сочетание изумрудно-зеленого, охристого и коричневого
  • Сочетание белого, синего, голубого
  • Характерно: бело-сине-голубая гамма
Стили интерьера
  • Марокканский
  • Восточный
  • Средиземноморский
  • Колониальный
  • Эклектика
  • Контемпорари
  • Китч
  • Средиземноморский
  • Марокканский
  • Восточный
  • Колониальный
  • Винтаж
  • Эклектика
  • Контемпорари
  • Китч
  • Средиземноморский
  • Марокканский
  • Восточный
  • Колониальный
  • Винтаж
  • Эклектика
  • Контемпорари
  • Китч
  • Средиземноморский
  • Колониальный
  • Винтаж
  • Эклектика
  • Контемпорари
  • Китч
  • Русский стиль
  • Средиземноморский
  • Контемпорари
  • Эклектика
  • Колониальный
  • Китч
  • Русский стиль
  • Контемпорари
  • Неоклассика
  • Эклектика
  • Китч

Для изготовления керамической плитки Майолика использовалась красная глина. После первого обжига на тело плитки наносилась глазурь (либо методом полива, либо плитка окуналась в чан с глазурью). По сырой глазури вручную наносился рисунок. Эта работа требовала высокого уровня мастерства: мазки краски «слипались» с глазурью и если допускалась ошибка, то исправить ее было невозможно. Поэтому мастер должен был работать очень быстро и точно.

После нанесения рисунка, плитка поступала в печь, на второй обжиг. При обжиге глазурь и краска «сплавлялись», создавая уникальный рельеф поверхности и цветовые нюансы. Майолика имеет неровную, текстурированную поверхность, для неё характерен особый блеск – глазурь на неровной поверхности бликует, отбрасывая свет во все стороны.

Сегодня очень популярна однотонная плитка без рисунка, выполненная в технике Майолики. Для ее изготовления краской и глазурью поверх эмали покрывают всю поверхность плитки. При обжиге глазурь и краска сплавляются; плитка получается с уникальным рельефом и цветовыми оттенками. Найти две абсолютно идентичные плитки, выполненные в технике Майолики, невозможно.

Истоки: Зуляйдж - Древний Восток

maroco-palace-bahiya.jpg

realonda-andalusi_1.jpg

realonda-orly.jpg

realonda-andalusi-detale.jpg

realonda-andalusi-2.jpg

photo-tunis.jpg

rocersa-azahara-1.jpg

venus-ceramica-medina.jpg

venus-ceramica-marrakech.jpg

tile-topkapi-palace-istambul.jpg

realonda-orly-1.jpg

mapisa-hammam_1.jpg

mijares-extremadura_1.jpeg

mapisa-hammam-shower.jpg

equipe-curvytile.jpg

cevica-marrakech-deco.jpg

blue-mosque-istambul.jpg

cevica-marrakech_1.jpg

Технологии изготовления глазурованной керамической плитки, декорированной цветной росписью, привезли в Европу арабы. Еще в древности на Востоке изготавливали глазурованную керамическую плитку для облицовки стен, которая называлась зуляйдж (zuleija), т.е. маленький камушек. Владение арабами технологией глазурования и люстрирования положило начало целой эпохе в истории керамики.

Технология непрозрачного глазурования – после первого обжига керамическая плитка покрывалась оловянной глазурью, которая давала глухой белый цвет покрытия и позволяла выполнять сложные росписи на керамической плитке. Поверхность таких плиток была рельефна - перегородки и канавки предотвращали нежелательное смешивание красок.

Технология люстрирования – покрытие керамических изделий, тончайшими надглазурными пленками из оксидов металлов, которые создавали эффект блеска драгоценных металлов. Изобретение это было связано с обходом религиозного запрета на использование в быту посуды из золота и серебра. Также, ввиду религиозных канонов Ислама, запрещающих изображать людей и животных, плитка украшалась сложными орнаментами – арабесками и моресками.

Арабески - сложный, чаще всего симметричный по композиции орнамент, состоящий из стилизованных растительных мотивов. Орнамент представлял собой равномерно распределенное, слитное и сросшееся своими частями украшение поверхности, расположенное по законам геометрического ритма.

Морески - геометрический орнамент, состоящий из переплетения многоугольников, кругов, линий и изгибов. Композиционно орнамент строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Движение узоров, протекающее в заданном ритме, можно остановить или продолжить в любой точке, не нарушая целостности узора.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Восточных тредиций

Арабское наследие Испании: Азулехос

cordoba-patio-tile

mainzu-plitka-treviso

mainzu-zocalo

peronda-fs

peronda-fs-1

vives-aranda

spain-tile

vives-aranda-decor

vives-aranda-aranzacja

sevilya-alkasandr

mainzu-zocalo-tile

plitka-heritage

mainzu-treviso

cordoba-tile

mainzu-calabria

mainzu-catania

ape-giorno

calabria-plitka

adex-heritage

ape-giorno-deco.jpg

mainzu-zocalo-1_1

cobsa-granada.jpg

В начале VIII века вестготская Испания пала под нашествием арабов. Мусульманские мастера, селившиеся на завоеванных территориях, привезли с собой технологии создания керамической плитки Зуляйдж, которую испанцы стали называть Азулехос.

Переняв арабские технологии, испанцы создали новое направление в технике декорирования керамической плитки, а также начали использовать новые технологии для ее производства. Азулехос – это уникальное явление, в котором объединились арабские майоликовые технологии и орнаменты и европейские художественные сюжеты на бытовые и религиозные темы.

Что касается декорирования, то первоначально сохранялись исламские орнаменты, но впоследствии испанцы вносят свои акценты. Например, растительный орнамент из переплетенных цветов и верхушек кипарисов - это традиционно испанский рисунок для Майолики. К концу XV века тонкая арабская вязь постепенно утрачивает свой первоначальный смысл и превращается в орнамент, обрамляющий религиозные и бытовые композиции.

Новые акценты появляются и в цветовой гамме: в отличие от арабских цветовых решений, для которых было характерно доминирование синего, в испанском азулежу преобладают сочетания ярких цветов.

В XVI в у итальянцев была перенята техника Майолики с нанесением красок на поверхность, покрытую цинковой глазурью, а также новые темы для художественного оформления – мифологические сюжеты и гротески.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Испанских традиций

  • Adex Hеritage
  • Cobsa Granada
  • Doremail Les Andalouses

Арабское наследие Португалии: Азулежу

mainzu-barro.jpg

portugal-covilha.jpg

vives-monasterio.jpg

lissabon-fasad-azulezhu.jpg

vives-iberia.jpg

azulezhu-porto.jpg

mainzu-barro-2.jpeg

latina-ceramica-habu-1_enl.jpg

mainzu-barro-1.jpg

cinca-traditional.jpg

francesco-de-maio-pannelli-artistici.jpg

plitka-vives-monasterio.jpg

porto-portugal-tile.jpg

Керамическая плитка Зуляйдж появилась в Португалии в XV веке, когда по приказу короля Жуана II, из арабских стран были вывезены первые образцы. В силу лингвистических особенностей, португальцы стали называть Зуляйдж на собственный манер - Азулежу. Импортируемая керамическая плитка Азулежу стоила очень дорого, но она вызвала такой восторг у знати, что аристократы принялись, не жалея денег, оформлять плиткой всё, что можно – внешние и внутренние стены домов, полы. Уже к XVI веку оформление фасадов красочной плиткой стало традицией. В этот период цветовая гамма плитки состояла из четырех цветов: белого, желтого, голубого и зеленого; художественное оформление - морески и арабески.

В XVII веке в Португалию начали ввозить сине-белую глазурованную плитку из голландского городка Делфт и многоцветная цветовая гамма уступает место сине-белой. Меняются и художественные мотивы, появляются сюжетные композиции.

К середине XVIII века в Лиссабоне, Коимбре и Порту появились первые анонимные мастерские по производству собственной Майолики. Композиции стали сложными: сочетание европейских барокальных завитков и элементов исламских орнаментов; бытовые и религиозные сюжеты; изображения людей, птиц, животных. К концу XVIII в производстве начинает применяться полихромная роспись.

Золотой век Азулежу в Португалии приходится на XVIII столетие, когда после страшного землетрясения 1755 года, разрушившего большую часть Лиссабона, тогдашний премьер, маркиз Помбал, восстанавливая разрушенный город, основал крупное производство глазурованной керамической плитки. С этого момента Португалия перестала нуждаться в импорте и сделала Азулежу своим народным достоянием.

Хотя цветовая гамма португальской Майолики менялась под влиянием времени и моды, классические Азулежу – это именно монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Португальских традиций

Майолика: Традиции Италии

mainzu-san-marco

mainzu-victorian

iris-maiolica-interior

mainzu-victorian-1

majolika-plitka

molochnyj-magazin-stil-renessans-majolika

plitka-cotto-a-mano-vietri-francesco-de-maio-4040-1

francesco-de-maio-vietri-decori

iris-maiolica

francesco-de-maio-fiori-scuri

francesco-de-maio-fiori-scuri-1

mainzu-san-marco-1

francesco-de-maio-decoro-classico-vietri

francesco-de-maio-antichi-decori-polvici

francesco-de-maio-antichi-decori

Пунктом торговли испанцев с итальянцами был остров Майорка, называемый итальянцами Майолика. Именно туда привозилась красивая глазурованная расписная керамика (посуда, плитка). Итальянцы думали, что эта удивительная керамика создается на острове Майорка, и стали называть её Майоликой.

В XIV веке Майолика пользовалась огромным спросом в Италии, но стоила очень дорого, и итальянцы захотели наладить выпуск собственной глазурованной керамики. До середины XV века майоликовые изделия, выпускаемые в Италии, были довольно низкого качества. Итальянцы не владели секретами производства, а эксперименты не давали нужного результата. Но в XV веке итальянская майолика выходит на новый уровень – была изобретена цинковая глазурь для покрытия керамической плитки.

Кроме того, итальянцы расширили цветовую гамму красок. До этого использовалась марганцево-коричневые и медно-зеленые цвета, иногда с добавками желтого. Итальянцы стали добавлять кобальт, а позже — оранжевый, бирюзовый и железно-красный цвета. Причем, это был не ограниченный спектр локальных цветов, а градация сложных оттенков, которая позволяла писать художественные картины на керамике, копируя работы итальянских художников эпохи Возрождения.

Но вот воссоздать технику люстрирования итальянцам не удалось. Несмотря на все эксперименты и попытки украсть секрет, технология осталась тайной. Поэтому для покрытия изделий люстром приглашались испанцы.

Италия оказала большое влияние на искусство Майолики и с точки зрения декоративного оформления: разнообразие орнаментов, мотивов, сложность фигурных композиций – это вклад итальянских мастеров. Именно итальянцы ввели в обиход гротески. Этот вид орнамента был известен еще при Нероне, но позже был утрачен и вновь раскрыт в XV веке, при раскопках золотого дома Нерона. Увидев древний орнамент, знаменитый Рафаэль Санти расписал им стены Ватикана, после чего гротески стали очень популярны. Владельцы майоличных мастерских пригласили ученика Рафаэля и гротески стали использоваться в декорировании Майолики.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Итальянских традиций

Голландская Майолика: Делфт

tubadzin-majolika.jpg

alice-gibbons-tile.jpg

delft-plitka.jpg

tubadzin-majolika-tile.jpg

delft-dvorets-menshikova.jpg

tubadzin-majolika-decor.jpg

polis-delft.jpg

В «золотой век» Голландии, который пришелся на пик эпохи Возрождения (XV—XVI вв.), множество итальянских мастеров переселяются в Нидерланды, в частности в город Делфт. Они привезли с собой секреты производства итальянской Майолики, что и стало началом бурного развития голландской керамической отрасли. Со временем голландская Майолика получила собственное название – Делфт.

Ранняя голландская Майолика была очень похожа на средиземноморскую плитку: богатый растительный орнамент, цвета итальянского Возрождения (зеленые, оранжевые, желтые и сине-фиолетовые). Позже появились полихромные плитки в виде шестигранников и ромбов, с геометрическими орнаментами, обрамлявшими изображения людей и животных.

В 1620 году Ост-Индская компания начала ввозить в Нидерланды китайский фарфор, его роспись не оставила равнодушными мастеров Делфта, и они начали имитировать китайский стиль в декорировании глазурованной керамической плитки. Этот период вошел в историю под названием «чайна-мания», для декорирования керамической плитки активно использовали синий кобальт на белом фоне и китайские сюжеты.

К концу XVI века популярным орнаментом стала виноградная лоза в сине-желтой гамме, это – один из типичных дизайнов для более позднего Делфта. Также одним из типичных приемов, в котором работали делфтские мастера, был, так называемый, угловой мотив - corner motifs — который стилистически собирал керамическую плитку с множеством разных изображений в единый законченный «ковер». В дизайне были популярны орнаментальные арабески и мотивы бычьей головы в различных вариациях.

Война за независимость от Испании внесла свои изменения в дизайн Делфта. К концу XVII века стали популярны изображения батальных сцен, солдат, всадников и морские сюжеты (волны, шхуны, дельфины).

С изобретением марганцевой глазури, которая дала художникам возможность контролировать четкость линий, на керамической плитке появляются пейзажные зарисовки.

Город Делфт процветал, продавая голландскую Майолику по всей северной Европе. Плитка делфтских мастеров была так популярна, что такой способ декорирования интерьера получил название delftware. Практически до сих пор глазурованная керамическая плитка с росписью в южной Европе называется «Майолика», а в северной Европе - «Delftware».

Современный Делфт сохраняет основные сюжеты, но практически не использует полихромные глазури. Отличительная черта голландской Майолики - сложная живопись кобальтом по белой глазури.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Голландских традиций

Гжель: Русская Майолика

vives-aranjuez

gayafores-primavera_1

gayafores-primavera-1

cevica-provenza

gayafores-primavera.jpg

aranjuez-vives.jpg

Русская Майолика известна всему миру под названием Гжель. Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку. В Гжели не было крепостного права, все ремесленники имели «вольную» от царя и занимались только керамическим ремеслом.

Известно, что Гжельское месторождение насчитывало более 17 видов глин, из которых выделяли два основных вида — один для производства фарфора и фаянса, другой — для изготовления Майолики и красной керамики.

Визитной карточкой русской Майолики стала глубокая, многослойная декоративная живопись, выполненная в бело-сине- голубой цветовой гамме. Но синий цвет изначально не был характерен для русской Майолики, в XVII-XVIII веках художники использовали широкий спектр красок: фиолетовые, зеленые, охристые, оранжевые цвета и их оттенки.

В декоративных сюжетах использовали цветочные композиции, стилизованные изображения городов, людей, существ из славянского фольклора. Только в начале XIX века Гжель меняет свои цвета и переходит на кобальтовые монохромные оттенки.

Особенностью майоликовой техники Гжель является рисунок, который выполняется в смешанной технике подглазурной и надглазурной живописи. Кобальтовый рисунок пишется по бисквиту, а уточняющий орнамент — по глазури, с последующей позолотой. Такая технология делает живопись более глубокой, многослойной и очень декоративной.

Коллекции Майолики, выполненной в духе Русских традиций

В заключение: Майолика видоизменялась в соответствии с художественными традициями, историей и культурой каждой из стран, в которую она приходила. И всё же, несмотря на все изменения, она остается абсолютно узнаваемой. Майолику невозможно перепутать ни с какой другой керамической плиткой.

Оценить статью: 

Комментарии
code